ФЕСТИВАЛЬ "ТОПОС-2001"

В петербургской авторской песне какие-то крупные события случаются нечасто. Видимо, сам жанр, не настолько коммерциализированный, чтобы собирать стадионы, и принципиально пренебрегающий масштабными рекламными акциями, тяготеет к камерности. Однако есть события, которые невозможно обойти вниманием, поскольку их значимость намного превосходит внешний резонанс, ими вызванный. Таковы фестивали. Они проводятся нечасто и служат своеобразной поисковой системой, позволяющей не только найти ранее не известного автора, но и сразу же, незамедлительно, дать ему шанс быть замеченным слушателями.

Фестиваль "Топос", который традиционно проводится в Политехническом институте, - один из двух ежегодно действующих в Петербурге фестивалей. Собственно, фестивалей было много, они нарождаются и исчезают, но до нашего дня дожили и периодично проводятся лишь два: "Весенняя капель" (клуб авторской песни "Меридиан") и "Топос". Начав свою жизнь в конце 60-х как один из многих городских вузовских фестивалей, сегодня "Топос" выходит на российский уровень, поскольку в нем постоянно принимают участие авторы из различных городов страны.

"Топос" занимает особую нишу среди иных подобных мероприятий: это фестиваль исключительно авторский (основные номинации: автор музыки и текста, автор текста, автор музыки). Исключив из сферы своих интересов искусство исполнения, фестиваль сосредоточил внимание на качестве текстов песен и оригинальности авторской интонации. Произведения вторичные, подражательные, построенные на использовании расхожих штампов не приветствуются, несмотря на возможный внешний лоск и отточенное исполнительское мастерство. Таким образом, "Топос" старается ориентироваться на те ценности, которые, собственно, и являются главными для авторской песни, в свое время принципиально отмежевавшейся от бездумной легкости песни эстрадной. Однако времена меняются, и фестиваль не замыкается в рамках классической авторской песни: постоянное участие в конкурсных программах "Топоса" представителей рок-движения не беспокоит организаторов, поскольку предъявляемые требования одинаковы для всех. С нашей точки зрения, талантливый рок-бард с собственным, незаемным творческим почерком много интереснее второсортного деятеля, гоняющего "прибардованную" попсу. Кроме того, организаторы фестиваля большей частью достаточно разносторонне образованы и способны ориентироваться в современных музыкальных направлениях.

***

Итак, с 30-го ноября по 2-е декабря 2001 года в клубе Политехнического института (концертный зал "Полигон") прошел XXXIII фестиваль авторской песни "Топос". В этом году схема проведения фестиваля была несколько изменена: первый тур проводился в пятницу (30-е ноября), непосредственно перед гала-концертом и вторым (финальным) туром. Ранее между первым и вторым туром был промежуток в неделю. Официальные сведения таковы:

ОРГКОМИТЕТ (прослушивающее жюри): Алексей Дудин, Виктор Соколов, Лидия Шейнина, Олег Карпов, Дмитрий Коломенский, Артем Вахитов.
ЖЮРИ ПЕРВОГО ТУРА: заслуженный деятель культуры РФ Вячеслав Бесценный (председатель), Алексей Дудин, Виктор Соколов, Ася Анистратенко, Дмитрий Коломенский, Алексей Сычев.
ЖЮРИ ВТОРОГО ТУРА:
заслуженный деятель культуры РФ Вячеслав Бесценный (председатель);
лауреат "Топоса"-89 Алексей Дудин;
директор фирмы звукозаписи "Каравелла" Вадим Васковский;
поэт и литературовед Виктор Соколов;
лауреат "Топоса"-82, председатель КАП "Меридиан" Наталия Гудкова-Сарпова;
лауреат 2-го канала Грушинского фестиваля Ольга Макеева;
лауреат "Топоса"-92 (март) и "Топоса"-92 (декабрь) Мария Булат;
гран-при "Топоса"-99 Ася Анистратенко;
лауреат "Топоса"-96 Дмитрий Коломенский;
поэт Алексей Сычев.
ПОМОЩЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ: Татьяна Сурикова, Любовь Сендерихина.

Из 40 авторов-петербуржцев, пришедших на прослушивание, в Первом туре фестиваля выступил 31 участник:
Борис Кабаков, Марат Даминов, Андрей Прокопьев, Сергей Хайлов, Владимир Холодов, Ольга Гладкова, Игорь Буртасов, Алексей Екушов, Юрий Зубарев, Алексей Ермаков, Виталий Иванов, Ирина Смирнова, Виктор Варгаузин, Маргарита Шишмарева, Сергей Репешов, Елена Смирнова, Александр Карлин, группа "Эротика", группа "Водевиль", Сергей Пономарев, Илья Железнов, Варвара Нечипоренко (Райна), Игорь Тихонов, Ирина Салтыкова, дуэт Леонид Зябкин-Юлия Исакова, Андрей Уланов, Игорь Евдокимов, Александр Михеев, Елена Полякова (Сова) Анатолий Шадрин, дуэт Виктор Назаров-Артур Аксим.

УЧАСТНИКИ ВТОРОГО (ФИНАЛЬНОГО) ТУРА (18 участников):
Группа "Водевиль", Сергей Пономарев, Мария Жук (Москва), Юрий Ракита (Москва), Елена Полякова "Сова", Юрий Коньков (Москва), дуэт Леонид Зябкин-Юлия Исакова, Сергей Хайлов, Андрей Уланов, Игорь Евдокимов, Анатолий Шадрин, Борис Кабаков, Марат Даминов, дуэт Виктор Назаров-Артур Аксим, Владимир Холодов, Илья Железнов, Игорь Тихонов, Алексей Жидков (Петрозаводск).

ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ:

Гран-при - Алексей Жидков (Петрозаводск).

Лауреаты в номинации "автор":
1 место - Сергей Хайлов;
2 место - Юрий Ракита (Москва);
3 место - не присуждалось.

Лауреат в номинации "композитор" - Илья Железнов.
Дипломанты - дуэт Леонид Зябкин - Юлия Исакова.
Специальный приз "Надежда" - Игорь Евдокимов.
Специальный приз за лучший дебют - Сергей Пономарев.
Специальный приз за обаяние - Мария Жук (Москва).

Хочется поделиться своими впечатлениями от прошедшего события. "Топос" 2001-го года был не в пример фестивалям двух предыдущих лет интересен подбором участников: поначалу казалось невозможным выделить некоего лидера - настолько силен был общий уровень выступавших. Работа жюри в подобных случая осложняется и тем, что участники фестиваля работают в совершенно разных жанрах: а как прикажете сравнивать классическую авторскую песню с рок-балладами и иронично-пародийным стебом? Впрочем, ситуация в какой-то мере компенсируется тем, что и члены жюри придерживаются различных взглядов на то, что должно считать хорошей песней. Подобного положения вещей избежать не удастся никогда. С другой стороны, подобное разнообразие пристрастий гарантирует приблизительную объективность (насколько она, вообще, возможна в подобных случаях). В этот раз жюри вынуждено было учитывать нюансы, поскольку участники продемонстрировали очень серьезный уровень и сказать однозначно, кто и насколько был хорош, не представлялось возможным. Пожалуй, каждый из тех, кто работал в жюри, остался неудовлетворен результатами на все сто процентов, однако когда бывало иначе? А то, что по ходу дебатов фигурировали фамилии различных участников, лишь дополнительно свидетельствует об общем уровне XXXI-го "Топоса".
Лидирующая группа определилась довольно скоро. Наибольшее количество баллов набрали Сергей Хайлов и Алексей Жидков, однако сравнить двух этих авторов и однозначно определить победителя оказалось непросто.

Сергей Хайлов прекрасно владеет гитарой и голосом, его тексты безошибочны. Козырь Сергея - мастерское исполнение, приближенное к хорошей эстраде более, чем к классическим образцам бардовской песни. "Электрический блюз", продолжающий рок-н-ролльную традицию Майка Науменко, показался мне чрезвычайно органичным произведением, где Хайлову удалось показать и голос, и владение инструментом, и экспрессию. Кроме того, слияние текста и музыки было идеально: ни одно слово не прошло мимо, все попало в точку. Стихотворение "Зайка" еще раз убедило меня в том, что Сергей может точно чувствовать речь, не чужд фонетических и смысловых игр. А вот вторая песня - "Конец марта" - насторожила, поскольку при том же качестве стиха и отличном исполнении слияния текста и музыки не произошло. Довольно неплотные длинные строки стихотворения терялись в медленной прихотливой мелодии - сейчас я вспоминаю отдельные текстовые моменты не потому, что слушал песню, а потому, что стихи были перед глазами. Кстати, Сергей по ходу дела подкорректировал песню, выбросив из нее около трети текста, что у меня оставило ощущение некоторой необязательности: захотел - спел один фрагмент стихотворения, захотел - другой (без видимых потерь для общего смысла). Я далек от мысли уравнивать стихотворение и песню, но вариант "ни прибавить, ни отнять", признаться, меня устраивает больше. Впрочем, насторожился, кажется, лишь я, а многим членам жюри понравилась именно вторая песня.

Полная противоположность Сергею Хайлову - Алексей Жидков. Песни этого автора отличаются теми чертами, которые, собственно, выражают суть жанра авторской песни. Довольно простые, но отлично запоминающиеся мелодии и плотные тексты органично соединяются в песенный монолит благодаря сдержанной искренней исполнительской интонации. Эта кажущаяся обычность может ввести в заблуждение человека, ориентированного на внешнюю оригинальность. Сила Жидкова - в "шершавости" стиха, который при некоторой негладкости несет в себе яркие до болезненности образы, затрагивает темы очень серьезные (жизнь и смерть); и в безупречной интонации, поддерживающей и направляющей этот стих. Алексей из тех авторов, что, подобно Высоцкому и Башлачеву, далеки от актерства, а проживает песню, царапая себя и слушателя по болевым точкам. В таких случаях даже малейшая крупинка фальши, неоправданного надрыва песню убивает. К чести автора, таких проколов он не допускает. Песни Алексея Жидкова можно сравнить с ударами, которые он раздает миру: попал в точку - и песня приобретает отчетливый привкус гениальности, попал мимо (а такое с ним случается) - и песня с треском вылетает в пустоту. Пожалуй, только это неумение (или нежелание, поскольку движение Алексея - путь, ему самому, видимо, ясный) отследить и исправить неудачу не дает возможности назвать Жидкова мастером. Отборочное жюри прослушало около десяти произведений этого незаурядного автора, прежде чем остановилось на трех песнях, прозвучавших на финальном концерте фестиваля.

В результате, после первоначальной попытки сравнить этих несравнимых авторов и несмотря на то, что Сергей Хайлов на полбалла опережал Алексея Жидкова, жюри вынесло решение: разделить между ними первое место с присвоением звания лауреата фестиваля "Топос". Однако подсчет голосов, по результатам которого вручается приз зрительских симпатий, расставил все по своим местам: большинство голосов зрители отдали Алексею Жидкову, который таким образом (1 место + приз зрительских симпатий) получил гран-при. Надо сказать, что поклонников рока в зале было едва ли не большинство, и то, что какая-то их часть проголосовала за жанрово чуждого Жидкова, тоже говорит о многом.

Второе место, по результатам голосования в жюри, досталось Юрию Раките из Москвы. Надо сказать, что иногородние гости в этом году были чрезвычайно интересны и трое из четырех получили те или иные призы. Юрий Ракита по преимуществу поэт. Мне кажется, что довольно стандартное мелодическое и инструментальное сопровождение, использованное Юрием, навряд ли что-то добавляет к его интереснейшим текстам. Если бы мне пришлось оценивать не песни, а тексты песен, то именно стихи Юрия Ракиты я поставил бы на первое место. А как песни они проигрывают из-за некоторой невыразительности исполнения, возможно, вызванной отсутствием постоянной практики и прохладным микроклиматом внутри вагона, доставившего московскую делегацию в Петербург (было заметно, что Ракита на сцене переживал не эмоциональный подъем, а приступ насморка).

В этом году случилось то, чего уже года четыре не происходило на фестивальных ристалищах: был определен лауреат-композитор. Им стал Илья Железнов. Илья выступает на "Топосе" третий раз, пишет песни на собственные тексты. Он умеет держаться на сцене, обладает недюжинными вокальными данными и находит для своих песен оригинальные музыкальные решения. Думаю, на это как раз и "купилась" некоторая часть жюри (мне Железнов казался скорее эстрадно-органичным исполнителем). Тексты Ильи откровенно слабы, и я не думаю, что захотел бы повторно слушать его песни. Меня все-таки грызет какой-то червячок: не то чтобы я сторонник деления авторов на "наших" и "ненаших", однако Илья Железнов слишком эстраден, легок - в значении легковесности. Бард-композитор отталкивается от стихотворения, музыкальная обработка слабого стихотворения говорит о качестве композитора едва ли не больше, чем собственно музыка. Сергей Никитин - бард не потому, что работает с гитарой в то время, как профессионалы используют оркестр, а потому, что идет от слова, потому, что его музыка и интонация - при всей их самоценности - заставляет услышать поэзию. Видимо, о таких вещах Илья еще не думает. Если не подумает, то останется просто голосистым музыкальным парнем. Не более.

Дипломанты "Топоса"-2001 - второе мое огорчение. Юные Леонид Зябкин и Юлия Исакова спели очень неплохо (лучше, чем на первом туре), но больно уж были несамостоятельны: интонация известного в Петербурге авторского дуэта Мария Булат-Юрий Ельский подчинила себе не только исполнение, но и текст песни. Да, ребят следовало отметить, но давать им диплом, по-моему, не стоило. Впрочем, поглядим: у этого дуэта столько еще впереди. Если они вырвутся из-под влияния старших товарищей и найдут собственную интонацию, то мы через некоторое время можем получить интересных авторов. Если предпочтут проторенные пути, то станут всего лишь популярными (в лучшем случае) эпигонами.

Специальные призы достались, по-моему, именно тем, кто их заслуживал. Игорь Евдокимов участвовал еще в "Топосе"-2000. Отучаствовал и благополучно ничего не получил, поскольку воспевание электричек и Ладоги с использованием художественных средств тридцатилетней давности, кажется, никого уже, к счастью, не подкупает. Игорь - истинный любитель авторской песни и неплохой ее знаток. Правда, пока это особенно заметно по тем невольным музыкальным и интонационным заимствованиям, которыми пестрит большинство его песен. За год Игорь Евдокимов проделал значительный путь: после длительного прослушивания жюри удалось-таки отобрать несколько самостоятельных песен, которые и принесли автору приз "Надежда". Действительно, будем надеяться.
Сергей Пономарев понравился практически всем членам жюри органичностью и "серьезностью намерений". Песни его покуда еще сыроваты, но в них слышится свой голос. Приз за лучший дебют - всего лишь констатация дебюта. Будет интересно проследить за этим автором, из которого в равной степени может не выйти ничего или выйти что-то. Как и в случае с другими молодыми участниками фестиваля, мы не можем точно знать, с кем нас свела судьба: так часто на первый взгляд многообещающие авторы не показывают впоследствии ничего интересного, а "темные лошадки", потенциальные середнячки вдруг выдают на-гора отличные песни.

Приз "за обаяние" - это такой примирительный приз: с его помощью та часть жюри, которой творчество автора не понравилось, примиряется с оппонентами. Мария Жук лишена творческих амбиций, она написала песню, которую считает песней своей жизни, и спела ее с той искренностью и чистотой интонации, которая была характерна, скажем, для Ады Якушевой. В ее песнях есть несколько находок ("Потому что любовь - бытовое создание Бога…"), но, в основном, они держатся на обаянии автора. Мнение жюри разделилось: половина посчитала милую москвичку обаятельной, но вторичной, половина - вторичной, но обаятельной. Формулировка специального приза для Марии Жук действительно необычна, если вспомнить, что фестиваль "Топос" - авторский; каждый может вкладывать в нее свой смысл.

Если два предыдущих фестиваля не доставили хлопот жюри (претенденты на главные звания или их отсутствие были слишком однозначны), то в этом году работа жюри была, как писалось выше, нервной и неоднозначной. Поэтому я хотел бы упомянуть нескольких авторов, которым призов не досталось, однако их выступления были в той или иной мере интересны - жюри не может претендовать на абсолютно объективную оценку творчества участников, кто знает, может, впоследствии мы еще услышим эти имена.

Анатолий Шадрин не получил никакого приза, хотя по итогам первого тура считался одним из фаворитов. Музыкальные интересы Шадрина находятся где-то на стыке рока и джаза, тексты не безошибочны, однако интересны и образны. Анатолий гитарой владеет виртуозно, и именно это, как ни парадоксально, привело к тому, что его песни "не прозвучали": при таком уровне игры музыкант не может не смотреть на гриф и поэтому поет не в микрофон, а мимо. В результате, песни в зале были слышны плохо, Анатолий, стараясь успеть не только сыграть, но и произнести слова, временами сбивался в сложнейшем аккомпанементе. Мне кажется, что некоторое упрощение музыкального сопровождения позволило бы автору сосредоточиться собственно на песне - на органическом соединении музыки и текста. Именно этого органического соединения и не произошло: не помогли ни интересные тексты, ни прихотливая музыка. Возможно, такая ситуация объяснима тем, что раньше Анатолий Шадрин играл с группой, бравшей на себя заботу о музыкальной части песни, а на фестиваль явился один и пытался сделать то, что в прошлом делалось силой музыкального коллектива.

Борис Кабаков и Марат Даминов выступали дуэтом: сначала пели песни Кабакова, потом Даминова. Эти ребята на "Топосе" третий раз, однако, по-моему, им просто фатально не везет. Они так же, как и значительная часть участников фестиваля, тяготеют к року, но при этом особый упор делают на пародийные и игровые моменты. Классическое бардовское жюри, к сожалению, просто не способно оценить песню Бориса Кабакова "Двадцать один минус двадцать один" (тонкую пародию на регги) или насквозь ироничный "Весенний десант" Марата Даминова. За этими песнями с довольно простыми текстами (без какой-либо претензии на поэзию) стоит иная культурная традиция, с которой практически не знакомы барды старшего и даже среднего возраста - Петр Мамонов, Олег Гаркуша, мини-спектакли "Авиа" середины 80-х - то есть, то, что часто не находит понимания у типичного барда, сидящего в жюри. Увы, не нашло и в этот раз. А вот по результатам конкурса зрительских симпатий, Борис Кабаков занял второе место, уступив лидеру - Алексею Жидкову - всего два голоса.

Нельзя не упомянуть еще нескольких авторов, которым, как мне кажется, не повезло из-за общего достаточно высокого уровня "Топоса-2001". Так Игорь Тихонов, появившись когда-то на "Топосе-96", легко прошел в финал, явно претендовал на приз, однако на финальный концерт прийти не смог. В этом году он пел те же самые песни, однако они не оставили того яркого впечатления, которым запомнились пять лет назад. Елена Полякова (Сова), напротив, смотрелась очень органично, однако тексты ее песен были по большей части примитивны (и опять-таки, кто знает, что было бы, не соберись в этом году такой сильный авторский состав). Дуэт Виктор Назаров-Артур Аксим, отмеченный специальным призом на фестивале "Топос-2000", уже довольно популярен в Питере. В этот раз Назаров и Аксим попробовали себя в качестве композиторов, исполнив две песни на стихи Сергея Татаринова. Дуэт отличается очень гладким исполнением - приятный тембр голоса Назарова, прекрасная соло-гитара Аксима, но кто скажет ребятам, что они не показывают ничего, чего до них уже не сделали бы другие: слишком уж это выступление отдавало Митяевым-Тарасовым и Гейнцем-Даниловым? Кроме того, Виктор и Артур выбрали для своих песен далеко не самые сильные стихи, интонационно их обработав таким образом, что некоторые текстовые огрехи оказались при исполнении песни не замаскированы, а подчеркнуты. Небезынтересные песни Юрия Конькова (Москва), к сожалению, были смазаны нечетким исполнением. То же самое касается ансамбля "Водевиль", солист которого оказался органически не способен поддержать заданный музыкой драйв.

Итак, фестиваль "Топос-2001" прошел. Лично мне кажется, что он продолжает ряд сильных фестивалей 95, 96, 98 годов. Но так или иначе, "Топос" - старейший бардовский фестиваль Петербурга - жив и по-прежнему является своеобразным этапом для многих начинающих авторов. И это прекрасно.