Честно говоря, я ожидал от этого фестиваля какого-нибудь подвоха. Ибо сей, 35-й по счету "Топос", был 13-м, на котором я работал в качестве его координатора. К счастью, я ошибся: "Топос-2003" доказал, что магия чисел действует на него каким-то иным, особенным образом...

Начать с того, что по своему среднему уровню (речь идет, разумеется, о финале конкурсной программы) он получился сильнейшим за последние 15 лет. И, пожалуй, - наиболее ровным. Как следствие - ожесточенные споры в ходе "жюрейного" обсуждения. Более того, по потенциальным дипломантам пришлось даже переголосовывать...

Что меня слегка расстроило, на сей раз "Топос" не открыл почти ни одного нового имени (поиск новых имен в авторской песне - сверхзадача фестиваля). Оля Афраймович - уже давно сложившийся (если не сказать профессиональный) автор. Алексея Воронина парой месяцев раньше успели открыть Артур Гайдук сотоварищи на фестивале во Пскове. (Кстати, снимаю шляпу перед Артуром: на самом деле нужна большая смелость, чтобы после многих лет сидения в жюри вновь сделать шаг на сцену в качестве конкурсанта...) Алмаатинец Марат Исенов - уже достаточно известный на родине поэт. Григорий Войнер тоже не новичок - воспитанник легендарного "Востока". Михаил Михайлов "засветился" несколько лет назад на отборе к "Петаккорду", а Владимира Безносова открыло "Эхо-2003"...

"Детьми "Топоса"" (среди дипломантов и спецпризеров) можно назвать лишь Сергея Яроцкого и Севу Колюбакина. Но для Севы этот "Топос" был уже пятым по счету...
А к Павлу Пингареву стоит, пожалуй, применить термин не "открытие", а "реанимация". В анкете, на вопрос о "послужном списке" и лауреатствах, Павел ответил, что это было настолько давно, что уже и не вспомнить.
Если говорить о моих личных впечатлениях от происходившего на финальном концерте, то, прежде всего, отмечу переполненный зал: в первом отделении народ стоял по стеночкам.
Из авторов мне более всего понравились Воронин и Войнер. Оба - своей органичностью, цельностью, если хотите. И еще - пронзительностью песен. Цепляет, что называется. "Маленький рай" Алексея и "Капитан" Григория в этом плане очень близки, хотя сделаны в несколько разном ключе.

Смешанные впечатления от выступления Ольги Афраймович. С одной стороны, все четко и профессионально. Сильно даже. Но с другой - на следующий день не смог вспомнить ни одной строчки из ее песен, кроме: "Я хотела подарить тебе воздушный шарик..." Может, не зацепило. Может, просто не врубился... Зато всю следующую неделю меня "преследовали" "Черный танец" Павла Пингарева, "Матрена" Севы Колюбакина и "Баллада о чорте" (свят, свят, свят!) Миши Михайлова. Про "Маленький рай" и "Капитана" я уже упомянул...

Понравился Анатолий Кушнарев - жаль, жюри его "забаллотировало" (Слышал, что Анатолий собирается приехать и на следующий "Топос". Надеюсь, в декабре 2004-го все сложится для него значительно интересней). Если в Петрозаводске, помимо него и Алексея Жидкова, есть и другие столь же хорошие авторы, то можно говорить о том, что тамошняя авторская школа ничуть не слабее питерской.

Добрых слов заслуживает и Павел Пингарев. Да, на каком-нибудь "классическом" бардовском фестивале его вообще могли бы отшить еще на стадии прослушивания - ибо стилистика данного автора явно ближе к року, нежели к пресловутым "трем аккордам". Но "Топос" - это "Топос". (Помнится, в 1994-м "Гран-при" нашего фестиваля получила Таня Королева из Нижнего Новгорода. А незадолго до этого на своем городском фестивале она была опущена ниже плинтуса с криками: "Это не наш жанр!". Примечательно также, что в жюри "Топоса" нет и никогда не было ни одного явного рокера. ;-) )
Так вот, о Пингареве. Его "17 февраля" - посвящение Александру Башлачеву - на мой вкус, одно из лучших, что были сделаны когда-либо. Да и вообще, Павел - автор очень интересный, в чем жюри смогло убедиться еще на прослушивании.

Пожалуй, на "Топосе" еще никогда не было авторов, подобных Марату Исенову. Слушаешь песню: поначалу, вроде бы, кажется, что в ней и нет ничего, а потом, постепенно, выстраивается красивая многомерная и многоцветная картина. Плюс очень своеобразная манера исполнения... Словом, очень теплые ощущения у меня после его выступления.

Немного расстроил меня Сева Колюбакин, которого я знаю давным-давно, и чьи стихи очень люблю. На прослушивании, в камерной обстановке, он выглядел намного более впечатляюще, нежели на сцене в финале. Очень интересные песни, в итоге, несколько потерялись (в спорте подобная ситуация называется "минус старт"...). Жюри-то их, конечно, расслышало и прочувствовало (на то оно и жюри). А вот насчет зала - не уверен.
Похожий эффект, на мой взгляд, имел место и при выступлении Греты и Ксении Васенковой - авторов очень интересных, пусть и с легким "снайперским" акцентом. На прослушивании все это звучало более стильно, что ли...

"Минус старт", кстати, постиг и ряд иногородних авторов. Правда - в несколько иной форме. Случалось, что автор присылал для предварительного ознакомления весьма интересные стихи. А на "живом" прослушивании вдруг оказывалось, что стихи-то неплохие, но вот остальное - ни в какие ворота. У кого-то - стопроцентный закос под Высоцкого, у кого-то - под Визбора, у кого-то вообще нет ни одной своей ноты. Ну, не отправлять же человека, добиравшегося в Питер из дальних мест, восвояси! Приходилось на прослушивании отчаянно выискивать хоть что-то индивидуальное...

В легкий шок меня (и, наверное, не только меня) вогнал Сергей Таран из Донецка: на сцену вышла полноценная рок-группа, разве что без ударной установки, роль которой исполняла миловидная барышня с бубном. (На прослушивании-то Сергей показал "акустическую" версию песни.) Ну и "вжарили они рок в этой дыре"... Играли-то неплохо, но ощущение, что люди ошиблись дверью, было сильнейшее.

Попробую подвести итог всему вышесказанному. "Топос", на мой взгляд, получился интересным, плотным. Другое дело, что в этот раз в числе конкурсантов не нашлось поющих поэтов калибра Саши Гинзбурга, Жени Исакевича или Аси Анистратенко. Впрочем, наверное, это было бы уж слишком хорошо - ежегодно открывать столь сильных авторов. Нужно что-то и другим фестивалям оставить... ;-)